Шри-Ланка славится богатством новогодних обычаев, которые различаются в зависимости от праздника: Алут Авурдуда или 1 января.
Главный праздник сингалов и тамилов, наполненный ритуалами, символикой и семейными церемониями.
История «Алут Авурдуда» Нового года на Шри-Ланке.
На Шри-Ланке Новый год в апреле считается временем примирения - люди прощают старые обиды и укрепляют семейные узы.
Также празднование Нового года на Шри-Ланке имеет глубокие корни, связанные с аграрными циклами, астрологией и культурным синтезом.
Мифы и космология Нового года на Шри-Ланке тесно связан с древними мифами, астрологическими верованиями и легендами, которые объясняют его ритуалы и символизм.
Алут Авурдуда - Апрельский Новый год - это главный культурный праздник для сингалов и тамилов, связанный с окончанием урожая и астрологическим переходом солнца между созвездиями.
Возник более 2 000 лет назад у сингальских и тамильских общин, тесно связан с завершением сбора урожая риса.
Солнечный цикл и переход солнца из созвездия Рыб в Овен по сидерическому зодиаку символизировали начало нового жизненного этапа.
Индуисты связывали праздник с богом Солнца Сурьей, буддисты — с началом сезона дождей и важными событиями жизни Будды.
Многие ритуалы Алут Авурдуды повторяют сюжеты из «джатак» - буддийских историй о прошлых жизнях Будды, где щедрость и примирение ведут к просветлению.
Легенда о «Старом и Новом Годе»
В сингальском фольклоре есть аллегория о двух божествах:
- Старый Год - «Парана Авурудда» - немощный старик, уходящий в прошлое.
- Новый Год - «Алут Авурудда» - юноша, полный сил, приносящий изобилие.
Их «встреча» во время «некаты» - момент передачи энергии, когда люди должны избегать конфликтов и готовиться к обновлению.
«Неката» - это астрологический переход - битва созвездий.
Согласно поверьям, Новый год начинается, когда Солнце переходит из созвездия Рыб «Меена» в Овен «Меша».
Этот момент символизирует победу света над тьмой, где Овен ассоциируется с огнём и обновлением, а Рыбы - с завершением цикла.
Считается, что в момент перехода «неката» мироздание находится в «подвешенном» состоянии, и любые действия могут нарушить гармонию.
Отсюда традиция прекращать работу и медитировать.
Астрологами определяется время начала и окончания «старой эры» и «новой эры», перехода Солнца в созвездие Овен.
В этот период люди:
- Не работают, не готовят еду, не зажигают огонь.
- Молятся в храмах или дома, медитируют, избегают конфликтов.
- В «неката» избегают работы и соблюдают тишину.
Верили, что в переходный период «неката» активизируются злые духи «яккхи», чтобы их отпугнуть, проводили Рабана - Барабанные ритмы - звук барабанов имитировал голос бога Калабахайи - повелителя времени.
Утром принимают ванну с травяными настоями, украшают дома цветами эхела (золотые кисти) и пальмовыми листьями.
Украшение дома цветами Эхела связано с легендой о мудреце Кашьяпа, который посадил это дерево на границе миров, чтобы его золотые цветы освещали путь душам предков, возвращающимся в Новый год.
Купание - смывало «дурную карму» и защищало от тёмных сил.
Миф о первом очаге
Ритуал первого огня – это зажигание очага.
В заранее рассчитанное время хозяйка зажигает огонь на кокосовой скорлупе и готовит молочный рис «кирибат» - символизирующий благополучие.
Семьи собираются за столом в новомодной одежде лицом к благоприятному направлению, которое определяется астрологически.
Едят кирибат с кунжутом, бананами и традиционными сладостями кокис, аасура.
Ритуал зажигания огня для приготовления «кирибата» связан с легендой, когда бог Солнца Сурья подарил людям огонь, научив их готовить пищу на рассвете нового цикла.
Слон как посредник между мирами
Слон в сингальской мифологии — связующее звено между людьми и богами.
Слон – участвует в процессиях, олицетворяя мудрость и связь с природой.
Его участие в новогодних играх объясняется легендой:
В древности слон Эравая принёс на землю каплю амриты «напиток бессмертия» из небесных миров и с тех пор его изображение стало символом защиты и мудрости.
Гонки на слонах - особенно популярны в деревнях и культурных центрах.
Отсылка к мифу о том, как боги использовали слонов, чтобы доставить на землю первые семена риса.
У тамилов Новый год связан с мифом о богине Бхуми «Земля» и боге дождя Индре, чтобы очистить Землю перед новым циклом.
Ритуал «камбан куррал» - «первая вспашка» - восходит к легенде, где царь-мудрец Равана из эпоса «Рамаяна» благословил земледельцев на плодородие.
Традиции:
Гостям предлагают участвовать:
- в приготовлении «кирибата»,
- учиться играть на барабанах «рабана»
- или соревноваться в «кабадди».
Кабадди – это командная игра с элементами борьбы, где нужно «захватить» соперника.
Считается, что игра имитирует битву бога Сканды с демонами, где победа приносит удачу.
Если окажетесь на Шри-Ланке в апреле - не пропустите момент «неката» - это редкий шанс увидеть, как время останавливается, а люди сливаются в едином ритме природы.
Во время Алут Авурдуды - даже животные получают угощение.
Хозяева готовят для коров, собак и слонов особые блюда, веря, что это принесет удачу.
Обязательно попробуйте традиционные сладости и участвуйте в местных играх - это незабываемый культурный опыт.
Сохранение традиций праздника.
Несмотря на давление португальских, голландских и британских колонизаторов, традиции сохранились благодаря устойчивости сельских общин.
В 1885 году британский губернатор Артур Гордон пытался запретить апрельский Новый год, считая его «варварским», но столкнулся с массовым сопротивлением — традиции оказались сильнее колониальных указов.
В XX веке праздник стал символом национальной идентичности, объединяющим сингалов и тамилов, несмотря на этнические разногласия.
Новый год 1 января.
После обретения независимости - праздник стал популярным в городах как светское событие, дополняющее традиционный апрельский Новый год.
Колонизаторы привнесли элементы западного Нового года (фейерверки, балы), которые адаптировались в городской культуре.
Молодежь обменивается сообщениями в соцсетях, дарят сувениры с национальной символикой.
Сегодня оба праздника сосуществуют: апрельский сохраняет сакральный смысл, а 1 января стал поводом для туристических мероприятий и международного обмена.
В семьях часто отмечают оба праздника:
Алут Авурдуда - остаётся сердцем ланкийской идентичности.
Его астрологические ритуалы, семейные трапезы с кирибатом и игры на рассвете нового урожая напоминают, что жизнь циклична, а гармония достигается через уважение к традициям и предкам.
Это время, когда даже спешащие жители мегаполисов возвращаются в родные деревни, чтобы вместе зажечь очаг и простить старые обиды.
1 января отражает динамичный дух современности - фейерверки над Индийским океаном, вечеринки в Коломбо и гибридные меню в отелях показывают, как Шри-Ланка вплетает в свою культуру, не теряя уникальности.
Для путешественников Шри-Ланка предлагает редкий шанс пережить двойное обновление.
Попробуйте в апреле загадать желание во время «неката», а в январе — зажечь бенгальский огонь под пальмами и вы почувствуете, как остров раскрывает свою душу: через аромат цветов эхела, ритмы рабаны и улыбки детей, бегущих за сладостями.
Культура Шри-Ланки - это живой организм и ее Новый год лучший пример.
На нашем сайте www.shrilankatour.ru
можно выбрать подходящие маршруты, посмотреть отзывы туристов, узнать расписание, получить консультацию по турам.
Познакомтесь с самыми интересными локациями Цейлона в популярных турах по отзывам среди туристов:
Доступны с любого побережья Шри-Ланки.
Всем приятного отдыха!